Эпизоды съёмки программы «Следствие вели… с Леонидом Каневским» (16+) проходили в селе Таракса Пичаевского округа, которое пополнило список «детективных историй». Именно здесь более 47 лет назад, 13 февраля 1978 года, разыгралась ужасная трагедия, которая повергла в шок всю округу. В одном из домов были обнаружены изувеченные тела пожилых супругов, с которыми жестоко расправились.
История вполне могла быть сюжетом триллера, но, к сожалению, речь идёт о реальных людях и реальных событиях, происходивших в селе. И хотя прошло почти полвека с момента той страшной истории, журналисты съёмочной группы пообщались с теми, кто жил на тот момент в селе, помнит детали трагедии, лично были знакомы с жертвами преступления и убийцами. Нам тоже удалось побеседовать с некоторыми из тех людей, с которыми встречались журналисты съёмочной группы. Это Татьяна Ивановна Сергеева, в прошлом глава сельсовета, а на момент трагедии она работала воспитателем детсада. Лидия Ивановна Крапивина, тогда молодой специалист, выпускница медучилища, получила распределение в Тараксу и работала в местном ФАПе фельдшером. Квартиру снимала у бабушки одного из убийц. Обе женщины, ныне пенсионерки, они в один голос заявили, что многое сделал для раскрытия этого преступления ныне пичаевский судья в отставке, а на момент трагических событий в Тараксе — местный участковый инспектор Пётр Михайлович Баранов.
Участок Петра Михайловича был большой, в него входили сёла двух сельсоветов — Подъёмского и Тараксинского. Если учесть, что в семидесятые годы сёла были густонаселёнными и правонарушения случались часто, то работы у участкового было много. Рано утром ему позвонили и сообщили, что на его участке произошло двойное убийство. Вскоре в Тараксу прибыли следователи и криминалисты совместно с сотрудниками уголовного розыска.
— Задержать убийц сразу же не получилось, поэтому жители села очень волновались, потому что буквально накануне, с разницей менее чем в два месяца, в селе в конце декабря 1977 года произошло ещё одно убийство. В служебном кабинете в упор был расстрелян из ружья директор ферментного завода. Совершил убийство один из рабочих. Но там хотя бы убийца был известен, и его сразу же задержали. Здесь же преступление было совершено ночью неизвестными лицами. Вначале отрабатывались версии в отношении ранее судимых, тех, кто злоупотреблял спиртными напитками… Неделя работы оперативно-следственной группы, а на след преступников выйти не получалось, — вспоминает Пётр Михайлович.
Версии, что убийство совершили лица ранее судимые, оказались несостоятельными, было потеряно драгоценное время, которое очень важно для задержания преступников по горячим следам. Никуда не привела и версия о том, что убийство совершено на почве личной неприязни к жертвам преступления, из чувства мести. Обеим убитым супругам уже было за восемьдесят, но когда-то глава семьи работал на руководящей должности. Будучи человеком строгим и требовательным, он вполне мог нажить себе врагов. Была допрошена масса свидетелей, совершали поквартирные обходы, но и здесь всё безрезультатно. Были люди, которые его недолюбливали, но не настолько, чтобы решиться на такое зверское убийство. Тогда полностью сосредоточились на вещественных доказательствах, на уликах.
Именно Петру Михайловичу удалось тогда найти орудие убийства — это лом. Он обратил внимание, что около стены дома в снегу какое-то круглое отверстие, видно было, что здесь что-то стояло. Пётр Михайлович догадался, что это был лом, которым обычно разбивали лёд, образующийся на дорожках около дома. Но на месте его не было, сразу возникла мысль, что, возможно, он и стал орудием преступления, это соответствовало и характеру повреждений на телах жертв. Не будем описывать все детали. Но с момента обнаружения орудия убийства началось раскрытие преступления, потому что на нём оставил отпечаток фрагмента ладони преступник. Установлен был круг подозреваемых. Как оказалось, это двое молодых парней, один из которых девятнадцатилетний работник местного хозяйства, а второй — семнадцатилетний подросток. Оба ранее не судимые. Часто их видели вместе, также и накануне убийства. Проводились экспертизы, в том числе и дактилоскопические, допрашивались свидетели.
Пётр Михайлович вспомнил интересную деталь: при задержании одного из подозреваемых, который отрицал свою причастность к преступлению, осматривали фуфайку, в которую накануне убийства, по словам свидетелей, был тот одет. Верх её был из плотной специальной ткани, но никаких следов крови на ней обнаружено не было, и не похоже, чтобы её застирывали. Но у оперативников вызвали подозрения простроченные швы, которые отличались от заводских. Тогда решили распороть фуфайку. Оказалось, что мама парня успела её перелицевать, и на обратной стороне были обнаружены бурые пятна. Сделали соскобы, отправили на экспертизу, которая и показала на фуфайке кровь убитых пенсионеров.
Оказалось, что преступление они спланировали заранее. Ещё засветло, пока пенсионеры не заперли двери, проникли в сенцы, залезли на чердак, чтобы дождаться, когда в селе всё стихнет и уснут старики. Ночью они вошли в дом, чтобы отыскать сбережения пенсионеров, но всё пошло не по плану. Хозяева дома проснулись и были оба зверски забиты до смерти ломом. Расправившись с супругами, убийцы обыскали дом в поисках денег. Но, как выяснилось, деньги они не нашли, им пришлось довольствоваться мизерной суммой, которую они обнаружили в карманах одежды жертв. Дети погибших указали место, где обычно держали деньги родители. Они были нетронуты, но если бы даже преступники их нашли, размер поживы небольшой — это их месячная пенсия.
Приговор по делу о жестокой расправе над пожилой супружеской парой был суровым. Совершеннолетнего преступника приговорили к смертной казни, а несовершеннолетнему определили максимум наказания для его возраста — 10 лет лишения свободы.
Другие подробные детали этого преступления можно будет посмотреть по НТВ в передаче «Следствие вели… с Леонидом Каневским». Ожидается, что она выйдет в эфир 9 ноября.