Работы пичаевского резчика по дереву знают не только в районе, но и далеко за его пределами. Персональные выставки Андрея Раннева проходили в Тамбове, Мичуринске, Моршанске. В ноябре прошлого года он вошёл в число призёров областного конкурса «Умельцы Тамбовщины». Возникшее в детстве увлечение сопровождает всю взрослую жизнь, ведь главные секреты этого народного промысла ему перешли от отца.
— Он первый и один из немногих в Тамбовской области занимался абрамцево-кудринской резьбой, некоторые его идеи я мечтаю воплотить в жизнь до сих пор, — рассказывает Андрей Раннев.
Резьбой по дереву он увлёкся в шесть лет, а первые удачные работы хранит до сих пор. Они напоминают о том времени, когда будущий мастер только начинал постигать тонкости непростого ремесла.
Начинается всё с заготовки древесины. В ход идёт только высушенная в течение не менее 2 лет липа, по возможности без сучков. Из неё делаются заготовки. Шкатулки, сундучки, декоративные ложки, разделочные доски украшают в нескольких техниках: геометрической, кудринской, объёмной и полуобъёмной, каждая из которых имеет свои хитрости и особенности.
— Геометрическая — одна из самых древних. Свойственным для неё узорам — треугольникам, линиям, наши предки предавали сакральный смысл, самый известный — это символ Солнца, — продолжает Андрей.
Предварительно заготовку покрывают краской, затем накладывают сверху предполагаемый рисунок и по его контурам делают наколки иглой, затем по этим точкам в древесине и вырезают задуманные на бумаге узоры.
— Это очень точный вид резьбы, нельзя включить фантазию, рука должна работать твёрдо и чётко, иначе всё пропало, — улыбается мастер. — Поэтому я больше люблю абрамцево-кудринскую. Здесь и ошибиться не страшно, не получившийся элемент можно переделать в другой, и готовые работы смотрятся интереснее.
Жар-птицы, белки, козлы, петухи и прочие сказочные персонажи появляются из-под руки мастера словно по волшебству. Но Андрей Раннев пошёл дальше. Помимо традиционных народных персонажей, на дерево он переносит портреты известных людей. В будущем пичаевский мастер мечтает сделать серию таких работ с изображением знаковых для тамбовской истории лиц.
По словам Андрея Раннева, абрамцево-кудринская резьба для Тамбовщины редкость. Эта техника требует немало времени, терпения и главное — мастерства. По имеющейся заготовке на создание резного изделия уходит от нескольких часов до нескольких недель. Здесь, наоборот, готовый рисунок с помощью трафарета переносят на белую заготовку, потом вырезают его, а в заключение наносят краску и покрывают лаком.
— С краской можно поиграть, где-то нанести чуть больше, темнее, где-то поменьше, чтобы было светлее, так получается объём. После краски наносится лак только по поверхности изделия, чтобы он не затекал вглубь вырезанного рисунка, и не было разводов, — делится секретами умелец. — В итоге наносится до 200 слоёв.
Подобным образом в технике полуобъёмной резьбы с использованием других приёмов Андрей Раннев изготавливает декоративные ложки, доски, ковши. Технические устройства применяет только для создания заготовок, всё остальное — исключительно ручной труд.
— Современная техника способна на многое, но при этом исчезает творческий компонент, народное ремесло вытесняется прогрессом, утрачивается мастерство, которое всегда ценилось. И сейчас в любом творческом направлении сделанные руками работы пользуются особым спросом, — уверен Андрей Раннев.
Приверженец народных ремесленных традиций на основе накопленного опыта мечтает написать книгу, обучающий и просвещающий учебник, который обобщит накопленные знания и будет способствовать сохранению и популяризации художественной обработки дерева как вида декоративно-прикладного искусства в широких массах.