Житель посёлка Октябрьский Юрий Борисов занимается разведением овец катумской породы.
На его подворье эти животные появились около трёх лет назад. Коренной житель лесного посёлка, многие годы проработавший в местном лесхозе и «вахтовиком» в Москве, рассказал, почему решил «прописать» их в своём хозяйстве и поделился подробностями о буднях своей экофермы.
— Может, кому-то это покажется странным, но, решив завести овец, я в первую очередь ставил и ставлю перед собой цель навести порядок на брошенных жителями землях нашего посёлка, — делится Юрий Борисов. — Население уменьшается, люди оставляют свои дома и участки, которые зарастают бурьяном. Думаю, многим знакомо тоскливое чувство, когда наблюдаешь, как некогда ухоженная земля и цветущие усадьбы превращаются в свалки. Даже при огромном желании трудно в одиночку навести на них порядок, а с помощью овец можно убить сразу двух зайцев: их накормить и территорию убрать.
И это, действительно, так: в поисках еды животные «чистят» участок от бурьяна.
— Что же касается разведения именно этой породы, — продолжает хозяин подворья, — то как раз в этом плане у меня экономический интерес. Катумских овец вывели методом скрещивания романовской породы с американским катадином. Получилась комолая (безрогая) гладкошерстная (не требующая стрижки, сами линяют) овца мясного направления с замечательным иммунитетом, устойчивая к различным заболеваниям.
Овечье хозяйство Борисовых начиналось с 10 ярок и одного барашка, сейчас поголовье вместе с молодняком насчитывает полсотни животных.
По словам Юрия Борисова, они неприхотливы в еде, не требовательны в уходе, очень ласковые и миролюбивые: не проявляющего к ним агрессии незнакомого человека они готовы буквально расцеловать.
Живой вес взрослой особи достигает 100-120 килограммов, выход чистого мяса — около 60 кг, причём по вкусовым качествам оно совсем не напоминает привычную нам баранину.
— Это нечто среднее между свининой и говядиной, у мяса совершенно нет специфического привкуса и запаха, оно очень нежное и вкусное, больше похожее на телятину, — поясняет мужчина.
К кормам овцы неприхотливы, холода переносят нормально, по нраву спокойные. К году ярка достигает в весе 80 килограммов, баран — до 130. Так что получается, что овчинка стОит выделки.
В отдельном загоне у Борисовых содержится хозяин овечьего «гарема», племенной баран Гаврюша замечательного персикового окраса.
— Потомство мои подопечные приносят раз в год, — поглаживает он бросившихся к нему со всех ног «санитаров» лесного посёлка. — Можно, конечно, и два, но мне по-хозяйски не хочется заниматься этим в промышленном масштабе, чтобы организм животного не изнашивался. В среднем овца приносит двух ягнят; были случаи, когда появлялись тройни, но тогда и малыши слабые, и мама с трудом может их выкормить.
Зимует его поголовье в тёплых сараях, для летнего содержания овец он оборудовал загоны и вольеры.
У животных чёткий распорядок дня. Хозяин кормит их три раза в день строго по часам. Утром и вечером травой, в обед нарубленные овощи и комбикорм, с обязательным добавлением мела. А вечером у экофермы двух-трёхчасовой прорменад по окрестностям — ужин с очисткой территории.
На зиму Борисовы заготавливают для овец сено и овощи со своего огорода: тыкву, картофель, свёклу. Зерно и комбикорм покупают.
Наладил Юрий Владимирович и рынок сбыта:
— Резать животных у меня рука не поднимается — за племенным молодняком ко мне приезжают из Орловской, Пензенской, Воронежской областей, со всей Тамбовщины, причём по договорённости могу и сам организовать доставку. Популярность катумской породы набирает обороты, поэтому спрос есть.
Однако увеличивать поголовье Юрий Борисов не планирует — для этого нужны совсем другие средства, например господдержка, но жизнерадостный пичаевец не унывает, ведь для него главное — получать удовольствие от любимого дела и приносить пользу малой родине, и это у него замечательно получается.