В одном из живописных сёл Пичаевского округа, в Покрово-Васильево находится улица, названная в честь Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Гаврикова. Ещё до начала Великой Отечественной войны здесь проживала большая и дружная семья Никиты Потаповича и Марины Ивановны Гавриковых.
Воспитав шестерых сыновей и трёх дочерей, супруги стали родоначальниками многочисленного семейства, куда вошли снохи, зятья, внуки и правнуки. В годы войны семья дала Родине настоящих защитников: четыре сына, дочь, два зятя и два внука встали на защиту Отечества, в то время как остальные трудились в тылу, приближая Великую Победу.
В первые дни на фронт ушёл зять Иван Степанович Локтев. Вся его служба связана со Старой Руссой. Он воевал там в 1941 году, когда немцы наступали, а наши бойцы с тяжёлыми боями отходили, и всё-таки закрепились на Демянском выступе. В 1942 весь год сдерживали врага, не пуская его дальше — на Москву. В феврале 1943 началось крупномасштабное наступление советских войск на Северо-Западном фронте. Командир пулемётного отделения Локтев получил смертельное ранение. Похоронен в братской могиле недалеко от деревни Новое Рамушево.
Никита Потапович и Марина Ивановна на похоронку прореагировали болезненно. Жалко было зятя и дочку Анну, оставшуюся с двумя сыновьями. А душа болела и за других ушедших на фронт родных.
В августе 41-го перестали приходить весточки от сына Александра. Он воевал, как и зять, под Старой Руссой. Позже стало известно, что мужчина попал в плен, освободился после окончания войны. В августе 1942-го прервалась связь с сыном Василием. Он пропал без вести.
Призванный в декабре 1941 года сын Иван всю войну прошёл в составе 6-й инженерно-сапёрной бригады. В августе 1943 года получил медаль «За боевые заслуги». В Наградном листе значилось: «Старшина тов. Гавриков во время летнего наступления показал образцы работы по обслуживанию роты…сумел организовать так отделение питанием, что бойцы ежедневно получают на переднем крае горячую пищу, несмотря на огонь противника и разбросанность взводов».
В мае 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество… в составе Брянского, Центрального, Белорусского, 1-го Украинского фронтов» старшина Иван Гавриков награждён орденом Красной Звезды, а в мае 1945 года — медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В марте 1942 года призвали 33-летнего сына Михаила. Оставив жену и троих детей, он служил в артиллерийском полку ветфельдшером.
«Дисциплинированный, исполнительный старшина ветеринарной службы отлично организовал уход за конским составом батальона. Неоднократно оказывал первую помощь раненым коням непосредственно под артиллерийским огнём противника», — указано в Наградном листе.
В августе 1942 года был тяжело ранен, три месяца пролежал в госпитале. Осколки в голове и ноге остались до конца жизни. А тогда, в ноябре 1942 года, он вернулся в строй. Михаил Никитович был награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу в Великой Отечественной войне над Германией в 1941–1945 гг.».
На войне была и дочь Зинаида. До войны училась в Тамбовском педагогическом институте, откуда со 2 курса и ушла добровольцем на фронт. Всю войну прослужила инструктором политотдела армии. Здесь познакомилась со своим будущим мужем. Подробностей об их боевом пути мы не знаем. После войны они жили в Полтаве.
Среди участников войны самым молодым стал 17-летний Василий. Это старший сын дочери Анны. В феврале 1943 года она получила похоронку на мужа, а в декабре 1944 года проводила в армию сына. Василий вернулся живой, хотя и инвалидом. Попал в Ленинград, был зачислен в отдельный артиллерийский полк, в зенитную батарею.
Блокаду с города уже сняли, но налёты на объекты стратегического значения продолжались. Одним из таких объектов был завод «Красный Треугольник», в годы войны переведённый на выпуск оборонной промышленности. «Город в городе» — 80 зданий, окруженных краснокирпичной стеной в форме треугольника, 22 из которых были разрушены во время авианалетов, — продолжал оставаться недостижимой целью для фашистов. Этот объект и охранял мой папа и откуда он попал в госпиталь, получив ранение. Домой после госпиталя вернулся только в 1946 году.
Самый известный участник войны из семьи Гавриковых — внук Владимир Алексеевич. Будущий Герой родился в 1922 году в селе Покрово-Васильево. В 1930 году вместе с родителями переехал в Москву. В Красную армию его призвали в октябре 1941 года, а уже в декабре он сражался с фашистами. Брянск, Гомель, Брест, Познань — только некоторые вехи его фронтового пути. Лётная часть, политрук, а затем и замполит в одной из пехотных частей, танковое училище. И вот уже 22-х-летний лейтенант назначен командиром танка Т-34-85 108-й танковой бригады. Участвовал в Белорусской, Висло-Одерской, Берлинской операциях, проявив лучшие качества воина, разведчика, командира. В немыслимо трудных условиях он добывал такие сведения, которые помогали армии стремительно двигаться вперёд. Решительный, бесстрашный, рисковый. До Победы не дожил всего 22 дня. Похоронен в Польше.
Из семьи Гавриковых девять человек приближали победу. Трое из них не вернулись домой. Остальные, несмотря на ранения и инвалидность, продолжили трудиться на благо Родины. Сын Иван был бригадиром строительной бригады, заведующим животноводческой фермы, заместителем председателя колхоза. Михаил — колхозный ветеринар, внук Василий — известный на весь район механизатор. На одном из московских заводов работал Александр. В Полтаву по комсомольской путёвке на усиление национальной политики отправились дочь Зинаида (сначала работник горкома партии, затем директор первой в городе русскоязычной школы) и зять Николай (руководитель книжного издательства).
Сейчас уже никого из них нет с нами, но память о них жива.