Лента новостей
Культура22 августа , 14:09

Археологи призывают к защите расположенных на Тамбовщине курганов

По словам учёных, главную угрозу для памятников глубокой старины представляет хозяйственная деятельность современного человека.

Курган в Пичаевском округе
Курган в Пичаевском округеФото: архив редакции

Тамбовские археологи, специалисты департамента по государственной охране объектов культурного наследия, создали план защиты Глазковского и Староюрьевского курганов. От кого и зачем надо защищать эти памятники глубокой старины, выяснили корреспонденты газеты «Тамбовская жизнь».

Суть проблемы поясняет известный тамбовский учёный, старший научный сотрудник Межрегионального центра археологических исследований Николай Моисеев. По его словам, курганам в наши дни угрожают не расхитители гробниц, а хозяйственная деятельность человека.

По этой причине несколько лет назад были срочно проведены раскопки Бурнакского кургана. Выяснилось, что он относился к эпохе средней бронзы (2100 — 1600 до н. э.) и принадлежит абашевской археологической культуре. У абашевцев было нечто такое, чего тогда ещё не знали даже египтяне — боевые колесницы с двумя спицованными колёсами. Благодаря этому народ кочевал на сотни километров по Великой степи вместе со скотом: весной на север, осенью на юг.

Археологи отождествляют абашевцев с индоиранскими племенами. Теми самыми ариями, которые в древности расселились по всей Великой евразийской степи и дошли до Индии через Южный Урал и Центральную Азию. Помогли им в этом боевые колесницы.

— Детали колесниц и специфической конной упряжи, отпечатки колёс я находил в наших курганах неоднократно. В Тамбовской области их больше, чем в любых других регионах. А в Воронежской области, например, раскопаны сотни курганов, но только в трёх или четырёх есть признаки наличия у древних людей колесничного транспорта. У нас же они были найдены в семи из тридцати раскопанных курганов. В процентном отношении это больше, чем даже на Южном Урале! Абашевцы были подвижным и воинственным народом, преимущественно скотоводческим. Довольно богатым по тем временам. Скорее всего, они грабили другие племена, например, примокшанских финнов, предков мордвы, которые укрывались от них в лесах, — говорит Николай Моисеев.

Староюрьевский курган, о спасении которого говорят тамбовские учёные, относится к эпохе поздней бронзы (3 — 3,5 тысячи лет назад). На смену абашевцам к тому времени пришёл народ срубной археологической культуры. Её тоже отождествляют с ариями, но другой ветви. Некоторые исследователи считали этих людей предками западных иранцев — персов и курдов, а также скифов.

Срубники были уже не чистыми скотоводами, а отчасти земледельцами. Они надолго оставались возле пастбищ, сажали неподалёку злаки (в основном просо) и овощи, строили полуземлянки с мощными очагами, необходимые для того, чтобы зимовать.

Найденные в курганах срубников предметы свидетельствуют о скудости их жизни. В староюрьевских курганах тоже никаких драгоценностей не оказалось. Там обнаружены специфические наконечники стрел, которые свидетельствуют, что срубники уже начали переходить от бронзового к железному веку.

Эти люди исчезли на рубеже I и II тысячелетия до нашей эры, предполагается, что они осели на территории современного Ирана.

— Многие археологи говорят о перемене климата, однако наши исследования свидетельствуют и о другой причине исхода. Мой коллега Олег Миронов раскопал под Кузьмино Гатью восемь курганов срубной культуры, открыл 50 или 60 захоронений. Мы отдали в Институт антропологии останки тридцати человек. Результаты анализов нас поразили. Выяснилось, что все эти люди умерли от чумы. Потом анализы перепроверялись в Германии, и выводы москвичей подтвердились. Получается, срубников из Русской равнины выгнала эпидемия, — рассказывает Николай Моисеев.

В наши дни археологические исследования часто ограничиваются коммерческими проектами. В связи с этим многие курганы остаются неизученными. В Тамбовской области обнаружены сотни курганных могильников. Большую часть из них ещё предстоит исследовать.

Автор:Елена Еремеева