Жительнице Пичаевского района Марии Завьяловой, пережившей сталинские репрессии, Великую Отечественную войну и послевоенный голод, 22 апреля исполнилось 100 лет. Всю долгую жизнь этой женщины можно охарактеризовать одним словом – преодоление.
Она появилась на свет в деревне Завьяловка Пичаевского района в крестьянской семье. Родители были глубоко верующими. Глава семьи прислуживал священнику, пешком ходил по святым местам. Мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
- С малых лет нас приучали к труду и молитве, - рассказывает Мария Завьялова. – Перед глазами был живой пример родителей: ночью просыпаюсь, а отец на коленях перед иконами молится.
Их семья относилась к середнякам, но коллективизацию глава семьи не одобрил, отказался вступать в колхоз. Из-за преклонного возраста родителей не тронули, а двух взрослых дочерей судили.
- Сестра, чтобы избежать ссылки, вышла замуж за партийца, а меня оправили по этапу в Орск на разработку торфа. Работали в нечеловеческих условиях, от голода и непосильного труда я едва не умерла. С Божьей помощью удалось бежать.
Выдержать, не сломаться, не сойти с ума помогали молитвы, которые она всё время повторяла про себя. Пешком, на попутных поездах добралась до родных мест. Некоторое время пряталась в доме монахинь своего села. А позже, когда власти про девушку забыли, вернулась домой.
- Отец часто рассказывал про монастыри, в которых бывал, о том, как хорошо живут монахи. Хотел, чтобы и я служила Богу. Да я и не думала никогда про замужество. Мне хотелось работать, приносить пользу людям.
Мария поехала в Моршанск и устроилась санитаркой в больницу. Эти навыки пригодились ей позже, в Великую Отечественную. Девушка ушла добровольно на фронт, но до линии фронта так и не добралась.
- Вместе с другими женщинами наш эшелон отправили со станции Вернадовка в сторону Рязани, - вспоминает Мария Егоровна. - В то время фашисты наступали на Москву. Мы слышали выстрелы и взрывы, многие от испуга кричали. Но начальник поезда как мог, успокаивал, говорил: «Бог даст, выживем». И, действительно, выжили.
Все ужасы войны она постигла, будучи уже санитаркой передвижного военного госпиталя, который дислоцировался в районе Пензы. Раненые поступали каждый день: слепые, увечные, без рук, ног, на костылях.
Как одной из самых молодых, а ещё очень ответственной и шустрой, Марии доверили развозить раненых, которые не могли двигаться самостоятельно, по домам в пределах Пензенской области.
- 9 мая 1945-го? Разве такое забудешь! Радость необыкновенная!
После войны Мария вернулась на родину, где её ждал ещё один судьбоносный поворот. К ней посватался односельчанин, участник Великой Отечественной Иван Петрович Завьялов. Вдовец остался один с тремя детьми на руках.
- Муж и его дети, которым, конечно, нужна была материнская забота, были предназначены мне Божьим промыслом, – убеждена Мария Егоровна.
В браке с Иваном родились сын и дочь. Семья, где росли пятеро ребятишек, пережила пожар, часто испытывала нужду, и только вера в Бога и надежда на лучшее давали силы жить и работать.
Дети выросли, муж умер от ранения, полученного на войне. Всё больше и больше тянуло Марию Егоровну в храм. Она переехала жить в Пичаево к сыну и стала постоянной прихожанкой местной Свято-Троицкой церкви, где прислуживал раньше её отец. Мыла пол, чистила подсвечники, выполняла послушания настоятеля. Больше тридцати лет трудилась здесь. Даже когда здоровье и силы стали покидать, не пропускала ни одной службы.
В 94 года, во время тяжёлой болезни, по благословению владыки Феодосия её постригли в великую схиму с именем Евфросиния. Так сбылась её детская мечта - стать монахиней, а тяжёлый недуг оказался ещё одной ступенькой на пути духовной жизни. За молитвенной помощью к матушке обращаются близкие и знакомые. Всех принимает она улыбкой и добрым словом, постоянно молится за всех и за всё благодарит Господа.