Почётный гражданин Пичаевского района, председатель районного Совета ветеранов Анатолий Патрин вопреки возрасту не теряет бодрость духа. Ему есть что вспомнить и о чём рассказать потомкам. Чаще всего его, конечно, спрашивают про войну. Об этом периоде своей жизни ветеран говорит с вдохновением, ведь для него это было время молодости.
— 18 октября 1943 года мне исполнилось 17 лет, и буквально на следующий день пришла повестка из военкомата. Для меня это была радость, хотелось поскорее попасть на фронт, — рассказывает Анатолий Патрин.
Он мечтал служить в авиации, а получил распределение в артиллерию. Несколько месяцев новобранцев держали в учебке, знакомили с хитростями артиллерийского дела. Но весной 1944 года приехали представители с Балтийского флота и отобрали несколько человек.
— Нас направили на пересыльный пункт в Ленинград, его только освободили от блокады. Уже отсюда я попал в морскую авиацию, — продолжает ветеран.
Боевой путь стрелок Анатолий Патрин начал в сентябре 1944 года. В задачу военной авиации входила бомбардировка вражеских кораблей — эсминцев, десантных барж, которые в ответ отстреливались зенитными установками, а с воздуха их защищали немецкие истребители. Советские штурмовики ИЛ-2 редко возвращались с заданий без повреждений.
Самолёт Анатолия Патрина под обстрел попадал регулярно, дважды его сбивали. В первый раз экипаж приземлился на пахотное поле без шасси, обошлось без серьёзных повреждений. А второй заслуживает особого рассказа. Это было 9 апреля 1945 года в Данцигском заливе.
— В самолёт попал тяжёлый снаряд, который разворотил масляную коробку, масло вытекло, и винт не смог нормально работать. Мелкими осколками подо мной разорвало парашют, поранило ноги и лицо. Лётчик принял решение прыгать с высоты, не зная, что парашюта у меня больше нет. Но наш ИЛ не смог набрать высоту, поэтому оставалось только садиться. Кое-как дотянули до берега, не зная, на чью территорию приземляемся. Самолёт плюхнулся на землю и развалился. Я выскочил на воздух, а мой напарник, истекая кровью, остался внутри. Оказалось, что у него заклинил колпак, закрывающий выход. Я со всей силой рванул его и освободил товарища. Пошатываясь, мы пошли в направлении людей, которые примерно в километре от нас что-то кричали и махали нам руками. В состоянии нервного напряжения мы почти не чувствовали боли. Заранее договорились, что если перед нами немцы, живыми им не сдадимся. А это оказались наши. Только потом мы узнали, что поле, по которому мы шли, было заминировано. Получилось, что за один день мы выжили дважды, — вспоминает Анатолий Патрин.
Война закончилась для него в Восточной Пруссии близ города Кольберг. Майским утром в казарме раздался сильный шум. Некоторые подумали, что враг напал на базу, а это пришло известие о Победе.
— Ещё два дня, до 11 мая, мы продолжали преследовать остатки немецкого флота, который отходил в сторону Швеции. И только 12 мая, когда фашисты уже оказались вне зоны досягаемости штурмовиков, сбросили бомбы в море.
Большая часть жизни Анатолия Патрина посвящена Пичаевскому району. Он приехал сюда в начале 1960-х годов. Много лет возглавлял отдел культуры, более 20 лет руководит районной ветеранской организацией.
В 2010 году ему присвоено звание «Почётный гражданин Пичаевского района», в 2013-м Указом Президента РФ он награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, в 2019-м избран Почётным членом областного Совета ветеранов.
Характер, закалённый войной, помогает Анатолию Павловичу сносить все удары судьбы. В 95 лет он старается не терять физической активности. Обязательная прогулка каждый день, общение с молодёжью, умение ценить жизнь и радоваться каждому наступившему дню – в этом его нехитрый секрет долголетия.