Лента новостей
Статья22 июня 2022, 09:04

История одной фотографии. Советские бомбардировщики атакуют фашистские корабли на Балтике

Фотохронику своих боевых вылетов хранит в личном архиве пичаевский ветеран Анатолий Патрин. Это напоминание о военной молодости, самоотверженности и взаимовыручке товарищей. Сегодня, 22 июня, в день памяти и скорби 95-летний ветеран вспоминает о том времени.

Прямое попадание. 3 апреля 1945 года
Прямое попадание. 3 апреля 1945 годаФото: из архива Анатолия Патрина

На снимке, сделанном с борта советского бомбардировщика, момент атаки немецкого корабля. Этому уникальному снимку 77 лет. Сделан он в начале апреля 1945 года. 

Сюжетные фотографии, на которых взрываются немецкие корабли, хранит в своём личном архиве пичаевский ветеран Анатолий Патрин. В 1944-1945 годах он служил стрелком 7-й гвардейской штурмовой бригады 1-го Балтийского флотского экипажа. 

— В этом и заключалась главная задача самолётов-штурмовиков — уничтожать или выводить из строя десантные баржи и эсминцы фашистов. Сделать это было непросто. С земли советские самолёты обстреливали немецкие зенитные установки, с воздуха судна защищали вражеские истребители, — вспоминает Анатолий Патрин.

Несмотря на всю сложность, лётчики регулярно вылетали на боевые задания. Штурмовик ИЛ-2 поднимался на высоту 1500-1800 метров, а перед сбросом снарядов, особенно в туманную погоду, опускался до 800.

— ИЛ-2 — небольшой самолёт. Каждый поднимал по четыре бомбы по 100 килограммов, отстреливались с помощью двух пушек и двух пулемётов. Автоматических систем прицеливания не было, многое приходилось делать на глазок по траектории, которую рассчитывали в считанные секунды во время боя, — рассказывает Анатолий Павлович.

Попасть точно в заданную цель получалось не всегда. Для подтверждения успешности вылета к самолётам стали крепить фотокамеры. На каждое задание вылетала группа по шесть самолётов, последний и фиксировал удачи или, наоборот, поражения советских штурмовиков.

Архивные снимки ветерана Великой Отечественной сделаны как раз во время таких вылетов. 

Боевой вылет прошёл успешно. 8 апреля 1945 года
Боевой вылет прошёл успешно. 8 апреля 1945 годаФото: из архива Анатолия Патрина

Свой первый боевой вылет в сентябре 1944 года Анатолий Патрин помнит до сих пор. Командование сухопутных войск попросило военную авиацию поддержать их атаку в районе острова Эзель (сейчас остров Саарема) в Эстонии.

— Страха не было, скорее волнение, тревога, боялся подвести своих, сделать что-то не так, не вовремя. Во второй раз стало легче, а уже на третьем боевом вылете я освоился полностью. А потом, если несколько дней не было заданий, становилось тоскливо. Нас, молодых, привыкших к риску парней тянула романтика боя, — вспоминает ветеран.

Количество боевых вылетов Анатолий Павлович не считал, как и не знает число подбитых своим экипажем вражеских судов. В войну про это не думали, главным было — дожить до Победы.

Войну он закончил в Восточной Пруссии близ города Кольберг. Майским утром в казарме поднялся непонятный шум, кто-то схватился за оружие. Многие подумали, что на авиабазу напали, а это пришло известие о капитуляции фашистской Германии.

Для бойцов 7-го гвардейского штурмового авиационного полка война закончилась 11 мая 1945-го. Советские самолёты продолжали преследовать остатки немецкого флота, который отходил в сторону Швеции. И только 12 мая, когда фашисты уже оказались вне зоны досягаемости штурмовиков, сбросили бомбы в море.

Автор:Елена Еремеева